направление
САУНД-АРТ

Термин «саунд-арт» вошел в употребление только в 1990-х, хотя многие художники и до этого изучали возможности звуковой среды и ее интеграции в мир искусства и повседневной жизни. Но именно в последнюю декаду XX века саунд-арт стал не просто категорией так называемой экспериментальной музыки, а оформился в полноценное направление искусства, предназначенное в равной степени для слуха и зрения.



Точное определение звукового искусства, а также вопрос о разграничении саунд-арта и музыки представляют собой определённую методологическую проблему, по-разному решаемую разными исследователями. Наиболее распространёнными видами звукового искусства являются звуковая скульптура, звуковая инсталляция, саундскейп. Проблематика саунд-арта, как правило, связана с акустикой, психоакустикой, звуковой экологией, аркологией, культурными и технологическими аспектами звукозаписи.

Начало. Луиджи Руссоло
Этого итальянского художника-футуриста считают фигурой, провозгласившей новую эпоху в экспериментальном звуковом искусстве. В свое время Руссоло бросил занятия живописью и сконцентрировался на изучении шумов и звуков, став первооткрывателем эмбиента — музыки шума. В 1913 году появился манифест Руссоло «Искусство шумов», в котором декларируется необходимость перехода от прозрачной чистоты, сладости звука и нежной гармонии к странным и резким звукам: «Мы будем забавляться, мысленно оркеструя хлопанье входных дверей магазинов, гул толпы, различные гаммы вокзалов, кузниц, прядилен, типографий, электрозаводов, подземных железных дорог».

Не остановившись лишь на теоретическом утверждении шумового искусства, Руссоло изобрел новые музыкальные инструменты — интонарумори (intonarumori), своеобразные модуляторы шума, способные имитировать реальные звуки — взрывы, жужжание, гул толпы, шипение. Все шумы, которые можно было произвести, Руссоло поделил на шесть различных категорий, каждой из которых соответствовал свой музыкальный инструмент. Для этих инструментов он сочинял музыку, всякой своей композицией утверждая «шумозвук» и стараясь передать звучание души индустриального города (о чем красноречиво свидетельствуют названия его музыкальных произведений — «Восстание», «Динамизм движения женщины», «Встреча аэропланов и автомобилей»).

Luigi Russolo - Risveglio di una Città
Концерт оригинальных партитур и новых произведений для интонарумори
Джон Кейдж 4'33''
Кейдж был проповедником алеаторики — нарушений в музыкальной структуре композиции. Он намеренно создавал помехи, помещая внутрь пианино разные предметы, которые деформировали звучание инструмента, и вносил в музыку элементы случайности, разбрызгивая чернила по нотной бумаге или руководствуясь пятнами от кофе, разлитого на нотный стан. Кроме того, Кейдж организовывал саунд-перформансы — например, на время становился дирижером настроенных на разные волны радиоприемников.

Самый известный саунд-перформанс Кейджа — «4′33″», музыкальная композиция стандартной трехчастной структуры, где для произвольного количества музыкантов прописано только одно действие: tacet — «сохраняй тишину». Благодаря воцарявшейся во время исполнения композиции тишине оркестр имел возможность на 4 минуты 33 секунды поменяться с публикой местами — именно звуки, неизбежно производимые слушателями, становились основным объектом звукового внимания в этой композиции.

Джон Кейдж 4'33''
Виртуальный хор
Джанет Кардифф — канадская художница саунд-арта, работающая в жанре звуковой инсталляции. Её звуковая скульптура 40 part motet представляет собой переработку Spem in Alium, произведения английского композитора 16-го века Томаса Таллиса. Сорок отдельно записанных голосов хора воспроизводятся через 40 динамиков, расположенных вокруг часовни Ридо в галереях Канады и коренных народов.
Аудиовизуальные практики
Аудиовизуальное искусство - это исследование кинетического абстрактного искусства и музыки или звукового набора во взаимосвязи друг с другом. Оно включает в себя визуальную музыку, абстрактный фильм, аудиовизуальные перформансы и инсталляции.

TUNDRA
TUNDRA это творческий коллектив, исследующий грани взаимодействия звуковых и визуальных образов с человеческими эмоциями. Они специализируются на создании аудиовизуальных перфомансов и иммерсивных инсталляций.

Первоначально установка была вдохновлена океанографическими исследованиями, в ходе которых был обнаружен «кит с частотой 52 Гц». Частота этого тона намного выше, чем у других видов китов, что означает, что другие киты не могут его слышать. В инсталляции MyWhale светящиеся восьмиугольники представляют колебательную активность в группах нейронов, которая возникает в результате обратных связей между нейронами и приводит к из синхронизации.
Иммерсивная аудиовизуальная инсталляция My Whale, D Museum (Seoul, 2016)
От аудиовизуальному к визуальному. Продолжите своё исследование искусств новых медиа в разделе видео-арта.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website